Один раз отмерь, 10% отрежь

Один раз отмерь, 10% отрежь

Возможно, скоро в практику земельных отношений в РФ войдёт пересмотр границ земельных участков без согласия собственника по инициативе властей муниципальных образований. Земельная реформа, задуманная властями, невозможна без точного учёта всех земельных участков в Российской Федерации.

Однако на сегодняшний день более половины (!) участков имеют спорные границы, либо вообще не имеют границ, точно определённых в соответствии с законодательством.

Поэтому правительством в Государственную Думу внесён законопроект, призванный исправить это положение. Дума будет рассматривать его сегодня в третьем чтении.

В законопроекте предусмотрено право муниципальных властей в принудительном порядке инициировать проверку и уточнение границ земельных участков, даже без согласия их собственников. Это касается как собственников — юридических лиц, так и частных лиц.

Причём в результате такой проверки площадь "уточнённого" участка может быть уменьшена — именно это и вызывает наибольшие опасения у собственников.

Правда, в законопроекте оговорен максимальный размер отрезаемого "ломтя", не более 10% площади. Если данные о границах участка отсутствуют, не определены в установленном порядке, проверка призвана уточнить их, руководствуясь реальными границами, с учётом границ соседних участков.

В случае конфликтов границ соседних земель предусмотрен такой порядок разрешения споров:

  • У конфликтующих владельцев есть 35 дней на решение вопроса вне стен суда.
  • В этом случае спор рассматривает специальная двусторонняя комиссия с участием муниципальных сотрудников и Росреестра.
  • Если конфликт не разрешён, границы считаются спорными, и дело переносится в суд.

Подоплёка этой законодательной инициативы правительства вполне понятна — в части разграничения собственности на землю у нас царит полная неразбериха, многие участки не имеют границ вовсе, либо границы чётко не определены.

Более того, у значительного числа земель неизвестны владельцы, причём зачастую на таких участках находятся какие-либо строения. Понятно, что собираемость налога на землю в таких условиях далека от идеальной, потери несут бюджеты муниципальных образований, и власти стремятся эту ситуацию исправить.


Кстати, значительную долю неразграниченных участков составляют дачные участки, которые также подпадают под действие законопроекта.


Но есть у инициативы и несомненный плюс. Дело в том, что неразграниченный участок гораздо труднее продать — ведь он подвержен большим рискам, таким как уменьшение площади при будущем разграничении. И этот фактор мешает цивилизованному обороту земель.

Будучи принятым, новый закон наведёт порядок в этой сфере, что в конечном счёте благотворно скажется и на самих собственниках участков, на их возможности проведения операций с землёй.